Практическая логопедия. Принципы и методы логопедии, здоровьесберегающие технологии в логопедии

Запись к врачу
    • Заикание у детей 3-4 лет

      Заикание у детей в возрасте 3-4 года Заикание у детей 3 лет возникает из-за того, что в этом возрасте происходит самая активная стадия формирования речевого аппарата и артикуляции голосовых мышц.…

      18878 просмотров
      3 комментариев
    • Заикание

      Определение заикания Заикание (Википедия - источник) является самым распространённым логопедическим заболеванием в мире, от которого не застрахован практически никто. Исторически так сложилось, что в разные времена заикание (видео) трактовалось совершенно…

      11816 просмотров
      2 комментариев


Психофизиологические особенности в онтогенетическом развитии детей, имеющих недостатки в общих закономерностях физических или психологических аспектов воспитания и обучения, изучается наукой дефектологией. Она состоит из целого ряда специализированных отраслей, таких, как тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлопсихология и логопедия. Практическая логопедия занимает одну из ведущих ролей в решении вопросов речевой дисфункции. Не останавливаясь на первых трех отраслях, перейдем сразу к последней, а именно, науке, изучающей недостатки речи, методы их обнаружения, предупреждения и коррекции посредством проведения специального обучения и применения различных обучающих методик, т.е. логопедии.

Логопедия

Как и всякая другая наука, она имеет свои цели, принципы, методологическую базу и предмет изучения. Принципы логопедии закладывают фундамент под основы дальнейшего ее изучения, а методы логопедии дают прямое указание на перечень используемого арсенала. Предметом внимания логопедии как науки является изучение разнообразных нарушений речевой функции, а так же воспитательный и обучающий процессы лиц, имеющих расстройство речевой деятельности. Основной целью данной науки является разработка научных подходов к систематизированному процессу обучения, воспитания, а так же перевоспитания детей, имеющих речевые дефекты, и предупреждение их развития. Структурно, современная логопедия состоит нескольких разделов: для дошкольников, для школьников и логопедия для взрослых.

 

Логопедия - принципы науки. Общедидактические принципы логопедии

К главным принципам логопедии относятся:

  • комплексность;
  • системность;
  • принцип использования обходного пути;
  • учет особенностей индивидуального развития ;
  • выделение первоочередных задач;
  • принцип комплексного подхода к изучению дисфункции речи и психического развития малыша;
  • деятельностный и этиопатогенетический принципы;
  • общедидактические принципы логопедии.

Некоторые принципы, в силу их особого значения, стоит рассмотреть более подробно. Принцип системности подразумевает изучение недостатков речи в тесной взаимосвязи с иными компонентами системы. Соответственно, воздействовать необходимо на все составляющие компоненты.

общедидактические принципы логопедии

Речевые дисфункции могут сопутствовать нервно-психическим или нервным заболеваниям. Устранить подобные недостатки можно лишь комплексным целенаправленным воздействием, носящим медико-психолого-педагогический характер. Принцип развития подразумевает под собой постановку первоочередных задач и выделения этапов, работать с которыми необходимо в первую очередь.

Онтогенетический принцип состоит в разработке методологической базы коррекционно-логопедического воздействия, с обязательным учетом последовательного появления речевых форм, а так же индивидуального развития малыша.Принцип обходного пути состоит в формировании нового звена функциональной системы речи, заменяющего пострадавшее. Отдельно стоит обратить внимание на общедидактические принципы логопедии, которым относят наглядность материала, его доступность для восприятия, сознательность ребенка, индивидуальный подход к каждому и др. Они вносят ощутимый вклад в систему всех принципов данной науки и занимают в ней одно из наиболее важных мест. И они же учитываются при применении здоровьесберегающих технологий в логопедии.

практическая логопедия Филичева

Методы логопедии и логопедического воздействия

Метод (слово происходит от греческого methodos) – это способ или путь исследования, изложения материала или хода процесса обучения. Применение определенных методов детерминировано познавательными или практическими целями, предметом изучения и конкретными условиями. Методы логопедии представляют собой совокупность тех теоретических и практических знаний, которые направлены на скорейшее достижение поставленных целей.

 

Условно выделяют несколько групп методов логопедии:

  • организационные. К ним относят сравнительный, лонгитюдинальный и комплексный;
  • эмпирические методы;
  • количественные;
  • интерпретационные;

От правильности выбранных методов устранения недостатков речи зависит успех всего логопедического воздействия в целом. Методы логопедии, как и принципы логопедии, разрабатывались не один год, а потому представляют собой огромный сведенный багаж знаний множества ученых по всему миру. Особое внимание стоит обратить на вклад, который внесла в науку «логопедия» Филичева Т.Б. Важно понимать, что лишь посредством верно выбранного комплекса методов воздействия можно устранить существующую речевую дисфункцию. Поскольку логопедия как наука в целом направлена на устранение различных недостатков речи, то существенную роль играет применение комплекса практических мероприятий для нормализации функции речи.

здоровьесберегающие технологии в логопедии

Практическая логопедия и ее роль в коррекции динамике речевого развития

По практической логопедии написан целый ряд учебников, пособий и монографий, направленных на коррекцию динамики речи и устранение ее дефектов. В целом, эта отрасль посвящена методам, способам и практическим советам для узкопрофильных специалистов. Практическая логопедия и есть то воплощение целей, которые преследует логопедия как наука в целом. Некоторые из учебных пособий имеют более широкую целевую аудиторию и рассчитаны так же на родителей, гувернеров, и других лиц, принимающих непосредственное участие в процессе воспитания ребенка. Заниматься с малышом можно с 3-4 лет, и при правильном подходе методики дают ощутимые результаты. В ходе воспитательного процесса широко применяются общедидактические принципы логопедии.

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

{{banner2-left}}Лишь комплексным воздействием на ребенка можно достичь желаемого эффекта и получить в результате нормальную динамику речевой функции. При этом обязательно использование в едином ключе научно-обоснованных методов логопедии и принципов логопедии. В ходе коррекционной работы врача- логопеда повышается социальная значимость охраны здоровья детей, а потому рекомендуется применять следующие здоровьесберегающие технологии в логопедии:

  1. Проводить дыхательную гимнастику.
  2. Развивать общую моторику ребенка.
  3. Развивать мелкую моторику рук, в т.ч. проводить графические диктанты, пальчиковые игры, обводку изображений и шаблонов, выполнять задания с применением раздаточного материала и «волшебного мешочка».
  4. Выполнять упражнения направленные на расслабление (релаксацию).
  5. Проводить постизометрическую релаксацию (согласно авторской методике Микляевой Ю.В.).
  6. Проводить су-джок терапию.
  7. Использовать ниткографию.
  8. Использовать ипликатор Кузнецова.
  9. Использование различных компьютерных программ для «визуализации» речи.

Методики базируются как на общедидактических принципах логопедии, так и на других основных положениях данной науки.

Корифеи логопедии. Филичева Татьяна Борисовна

Татьяна Борисовна Филичева - внесла огромный вклад в развитие системы методов устранения дефектов речи. Ее имя известно как среди дефектологов, так и среди логопедов. Специализация Татьяны Борисовны - дошкольная логопедия. Филичева Т.Б. – является доктором педагогических наук, имеет профессорскую степень и является автором более чем сорока опубликованных научных статей. Ее печатные работы пользуются популярностью как среди отечественных логопедов, так и врачей соответствующего направления за пределами страны. Ее исследования и наработки стали основой для разработанного комплекса мероприятий по преодолению недоразвития у детей младшего школьного возраста. Ряд работ Татьяны Борисовны отмечен почетной премией «Грант». Логопедия – родная ее среда, ее жизнь и ее наследие.

Говоря о значении в логопедии Филичевой Т.Б. невозможно не упомянуть о ее широком участии в написании учебных пособий для врачей - логопедов. Она вошла в число соавторов фундаментальных пособий, использующихся в образовательном процессе, написав для них целые разделы. Некоторые работы Филичевой Т.Б. переведены на другие языки, а затем изданы отдельными тиражами за рубежом. Наглядный материал, который разработала Татьяна Борисовна, широко популярен среди практикующих врачей – логопедов и отмечен особой наградой – премией АН СССР.

25504 Просмотра
2 Комментарий
13/03/2013 02:03
Селиванова Екатерина Валерьевна
Селиванова Екатерина Валерьевна
Педиатр
Специализируюсь на диагностике, а также лечении большинства острых и хронических детских  болезней. Владею приемами оказания первой медицинской помощи, а также помогаю восстанавливаться в после инфекционный период. Для каждого ребенка подбирается…
Все статьи автора
Комментарии к статье
Добавить комментарий
  • Поклонница БЛОГОДУМЫ
    Тут говорится о логопедии, как о разделе сугубо педиатрическом. А между прочим проблемы с дикцией часто встречаются и у взрослых. Ждем статью про взрослых логопедов)
    Ответить -

    Оценка: из 5

  • Инна
    У моего ребенка небольшие проблемы с речью, поэтому эта статья для меня очень полезна.
    Ответить -

    Оценка: из 5

Оставьте комментарий
Имя
E-mail
Ваш комментарий

Оцените статью:

>
Задать вопрос
Имя*
E-mail*
Заголовок вопроса*
Ваш вопрос*